?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как нетрудно догадаться :), сейчас я со страшной силой прусь от Орхана Памука и всячески им интересуюсь. В том числе читаю интервью, появившиеся во время визита П. в Россию.

Цитата из "Ведомостей":

— Почти во всех ваших книгах есть главка “Собаки Стамбула”. Что в них особенного, в этих собаках?
— Ничего, кроме личных воспоминаний. Как тебя в детстве укусила собака, это незабываемо. Или как меня покусали несколько лет назад — и я должен был делать прививки.


Я в шоке. И вот этот город я собираюсь посетить в обозримом будущем? Я - человек, который боится собак возможно даже больше, чем змей??? Город, где кусают даже опытных местных жителей-взрослых мужиков?
Эээ... Нда.

Смешной скриншот почти по теме.
22,79 КБ

А вообще-то я написала длиннющий пост, объясняющий (без юродствования и реплик "он такая прелесть!"), чем в принципе меня привлекает П. как фигура современной культуры, но не решилась постить.
Так и будет мысль жить в виде файла в компе.

На этом тема известного турецкого писателя Орхана Памука в ЖЖ iskola закрывается до выхода в свет следующей книги.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
andin
Jun. 13th, 2006 07:42 am (UTC)
Ты хотя бы под замком объяснение запости, интересно же! Я впервые слышую фамилию, может, приобщиться захочется? Люблю открывать для себя новые книги.
solian
Jun. 13th, 2006 08:50 am (UTC)
+1 нащет запостить под замком. Памукоманы требуют правды!
iskola
Jun. 13th, 2006 04:22 pm (UTC)
Я категорически отказываюсь писать подзамочные записи :)
Но раз интересно, скину сюда комментом, как только дойду до рабочего места и откопаю файл.
mihsersh
Jun. 13th, 2006 05:09 pm (UTC)
Будем ждать.
Кстати, за два месяца блужданий по Стамбулу я не видел ни одной собаки. Может, я в самые трущобы просто не заходил? Вот кошек видел сколько угодно.
iskola
Jun. 15th, 2006 08:01 am (UTC)
Я написала ниже в комментах то, что я думаю по поводу П.
Вряд ли такому спецу, как ты, это может быть интересно.

Собаки обычно незаметны тем, кто их не боится. Стоит только вспомнить, что собаки опасны - они тут как тут. :(
iskola
Jun. 15th, 2006 07:48 am (UTC)
Я впала в маразм, вчера за весь день не вспомнила (!!!), что обещала запостить свой околопамуковский бред.
См. комменты к этому посту ниже.
Но не думаю, что это можно осилить. Лучше читать последние две трети, чем первую.
mihsersh
Jun. 15th, 2006 02:22 pm (UTC)
Какой, я, на фиг, спец? :)
Мне всегда было интересно узнать, как воспринимают П. люди, не имеющие никакого отношения к Турции, турецкой культуре и т. п. Так что прочитать было интересно.
iskola
Jun. 15th, 2006 02:39 pm (UTC)
Ну и как другие люди его воспринимают? Мне тоже интересно...
mihsersh
Jun. 16th, 2006 04:25 pm (UTC)
В том-то и дело, что не знаю. :)
iskola
Jun. 16th, 2006 04:46 pm (UTC)
А я-то подумала, что у тебя накоплена база ответов! :)
На самом деле я и сама не знаю, как воспринимаю П. "Смутное пятно неизвестно чего" в сознании.
night_melody
Jun. 14th, 2006 10:30 am (UTC)
А на презентации приходила? На самом деле он оч милый человек!!!Просто потрясающий!!! Я с ним неотрывно была на протяжении всего его пребывания в Москве и остались только положительные эмоции. Таких людей действительно надо поискать. А почему в community pamuk_ru ничего не пишется??? Могу предоставить инфу для разогрева+фотки, которых в инете точно нет. Короче эксклюзив))))
iskola
Jun. 14th, 2006 10:39 am (UTC)
Я из Петербурга и про питерскую презентацию написано здесь: http://iskola.livejournal.com/81769.html
То, что в памук_ру ничего не пишется, не означает, что в него ничего нельзя писать :)))
Запости эксклюзив, будет интересно прочитать.
iskola
Jun. 15th, 2006 07:50 am (UTC)
Я тут в последнее время не раз упоминала Памука, но мне самой не нравится тон, в котором всё это писалось. Какие-то фанатские истерики, как будто бы П. кинозвезда, работающая лицом. Ну, да, он так прекрасен, что можно штабелями складываться, даже не читая произведений.

Но не в этом суть. Суть в том, что меня по жизни очень трудно удивить. П. удивил тем, что открыл глаза на мир, о существовании которого я подозревала, но не считала нужным интересоваться.

Что я думала о Турции полтора года назад? Ничего особенного, стандартный набор: место отдыха незатейливых российских и немецких туристов, all inclusive, русско-турецкие войны, бывший Константинополь, Святая София, Таркан, "Королёк – птичка певчая" (кстати, сериал не видела, только книжку читала, поэтому единственным турецким писателем, которого я знала всю жизнь, был Решад Нури Гюнтекин – даже имя могу вспомнить без помощи яндекса). Об исламе не хотелось думать вовсе – чего тут греха таить, ни с чем, кроме терроризма и притеснения женщин, он не ассоциировался.

Что я знаю о Турции сейчас? Вообще-то, не намного больше. Только то, что написано у П. прямым текстом – гератская миниатюра и т.п., Мехмед (номера не помню, Четвёртый или Второй, или оба), Мевляна, Бейоглу, Таксим и Аксарай. Я не прониклась темой настолько, чтобы кинуться учить турецкий, читать Коран или исследовать суфийские тексты.

Однако, - как раз в этом и заключается основная ценность П. для меня – теперь я смотрю на Восток в целом куда как более открытыми глазами. Строго говоря, воспитать во мне толерантность и признание того, любая неевропейская культура не является примитивной по сравнению с европейской, должны были семья и школа или – в крайнем случае - университетские курсы этнографии/социальной антропологии, но почему-то не воспитали.

У нечитавших П. может сложиться впечатление (особенно если посмотреть на цитату, которую издатели зачем-то вынесли на обложку "Снега"), что П. – это такой коварный исламский пропагандист, умело завлекающий в свои сети наивных европейцев. Это не так. Он европеизирован настолько, насколько это возможно, и, как я подозреваю, вообще никогда не ставил перед собой цели сделать родную культуру привлекательной для иных.
П. рассказывает разные истории, герои которых живут на определённой территории, и от упоминания некоторых особенностей проживания на этой территории просто никуда не деться (да и зачем от них куда-то деваться, П. они нравятся). Этнографический элемент присутствует в книгах П. в умеренных количествах. Если бы его было больше, вряд ли бы мне понравилось. Я ненавижу произведения с ярко выраженным национальным колоритом – писатели типа Маркеса наводят вселенскую тоску.
При этом тема коммуникации (не противостояния и не конфликта) Востока и Запада (не мусульманства и христианства) является одной из ключевых в памуковских книгах. (Лично я основной памуковской считаю тему подражания и поисков идентичности (как на индивидуальном, так и на общекультурном уровне), но "щас не об этом".)

В принципе П. даже нельзя назвать моим любимым писателем. Если бы я решила написать книгу (ха-ха), то ориентировалась бы на авторов типа Джулиана Барнса, Дэвида Лоджа, Стивена Фрая или Умберто Эко (разношёрстный набор, ну и ладно).
Хотя Памука вечно называют турецким Эко, да и сам он вроде не отрицает, что многому у Эко научился (кстати, в каком-то из старых интервью П. упоминает и о том, что Барнс ему интересен), для меня П. в этот ряд образцовых писателей не вписывается никаким боком. Во многом потому, что я не считываю никаких цитат и аллюзий, которых в книгах П. должно быть много. Я вне контекста вообще.

Однако, именно поэтому в данный момент П. – это единственный писатель, который заставляет меня думать и сопереживать (эээ… ненавижу такие пафосные фразы).
Что обычно мне приходит в голову при чтении перечисленных выше авторов, в основном английских? Примерно одно и то же: "Ай да Барнс/Фрай и т.д., сукин сын! Как здорово завернул, как изящно поглумился, как умён, гад!" Я уже давно перестала вникать в постмодернистские книги. Зачем? Думать о самовыражении автора приходится гораздо больше, чем о самом произведении. Форма побеждает содержание на глазах у не изумляющейся уже публики.
iskola
Jun. 15th, 2006 07:50 am (UTC)
У П. мне как раз интересны сами истории и общая атмосфера. Причём порой П. меня раздражает какой-то вязкостью и занудностью повествования, некоторые страницы его книг навевают вселенскую тоску, а многие герои бесят своей апатичностью и пассивностью (Мураками мог бы обзавидоваться). Но иногда он рисует настолько яркие картинки, что я помню их месяцами. Например, страницы с описаниями особенностей рисования лошадиных ноздрей. Или фейерверки в "Белой крепости". Или рассказ о массовом стамбульском развлечении – наблюдении за пожарами и советскими танкерами. Или снег в Карсе и пальто Ка. Или Галипа, читающего статьи Джеляля в халате Джеляля в квартире Джеляля же.

"Чёрная книга" – это вообще отдельная тема. Читала её без особого энтузиазма, но время от времени останавливалась и ловила себя на мысли, что если бы была более внимательна в главе такой-то, сейчас мне было бы всё гораздо более понятно. Дочитала, как смогла, и вот спустя две недели после прочтения книга меня "догнала". Ни с того, ни сего, в самое порой неподходящее время совершенно бессознательно я стала вспоминать какие-то сцены и истории из "Книги", чувствовать примерно то, что мог бы чувствовать Галип. Просто волшебство какое-то. Способностей медиума и склонности к мистицизму я не имею, да и вообще особой эмоциональностью не отличаюсь.

Вот примерно так…
iskola
Jun. 15th, 2006 07:51 am (UTC)
Ещё я люблю П. (это уже не имеет отношения к книгам как таковым) за череду совпадений. Возьмём, к примеру, всё того же любимого моего Барнса. Ну, читаю его лет пять-шесть. Что произошло за это время? Ничего. В России издают книжки с завидной регулярностью, я их читаю. Всё.
А Памук? Захватывающая история, сплошной экшн:
- я узнаю про П. (откуда - не помню)
- года два хожу и думаю, что надо бы его прочесть
– наш офис переезжает, и теперь каждый день я прохожу мимо питерской мечети
– мечеть всем своим видом напоминает, что пора приобщаться к турецкому писателю
- я ищу книги, их нет нигде, в т.ч. в интеренет-магазинах
- на сайте "Буквоеда" обнаруживается единственный экземпляр "Меня зовут красный"
- незамедлительно несусь в "Буквоед", врываюсь за 5 минут до закрытия, книжку найти не могу, продавец тоже не может, проверяем еще раз в буквоедовской базе, находим
- не успеваю я прочесть "Красного", как "Амфора" переиздаёт и его, и "Чёрную книгу", а заодно выпускает "Белую крепость", завалив ими магазины
- примерно в это же время solian читает П., и мы начинаем биться восторге вместе (а solian, между прочим, гораздо более адекватный читатель, чем я, т.к. когда-то училась в школе (медресе???) при московской мечети)
- на английском выходит "Снег"
- П. попадает в шорт-лист Нобелевской премии-2005
- против П. заводят дело в Турции и грозят ему тремя годами тюрьмы (злые языки утверждают, что это был такой пиар ради нобелевки :))
- я ковыряю пальцем в носу, понимая, что процесс - фигня, а "Снег" на русском выйдет неизвестно когда
- бессмысленно бродя по интернету, натыкаюсь на mihsersh, который – сюрприз! – только что перевёл "Стамбул" и одарил меня бесценным файлом с русским текстом
- совершенно неожиданно "Снег" выходит тоже, покупаю и собираюсь отложить до возвращения из отпуска
- за день до отпуска выясняется, что П. едет в Россию, поэтому приходится читать "Снег" в ужасных условиях – на пляже под палящим солнцем
- вокруг роятся толпы греков, которые по историческим причинам никаких тёплых чувств к туркам не питают; некоторым из них сообщаю про П.
- возвращаюсь на Родину в нетерпении, иду смотреть на П. в аццкий день – 06.06.06, П.блестящ.
- спустя неделю до меня доходит, что у П. 07.06. был день рождения, не зря, в общем, я ему цветы подарила :D
solian
Jun. 15th, 2006 08:25 am (UTC)
Хоть я и "посещала" и все такое, но совпадение у нас процентов на 80.
Конечно, у меня П. упал на вспаханную почву, т.к. исламской культурой я была адски прибита уже до этого.
Щас немного пафоса.
В моей читательской жизни П. - первый такой писатель, которого не хочется скореее прочитать до конца. Хочется просто жить в его книге, не торопясь. Типа того.
iskola
Jun. 15th, 2006 09:25 am (UTC)
Справедливости ради.
Ах, да. Удалось установить истину - это ж именно solian мне глаза на П.-то и открыла. Соблазняла как раз тем, что это "турецкий Эко".
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

tony stark has a heart
iskola
Круче жабы
Powered by LiveJournal.com
Designed by Ideacodes